Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.
Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.
Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования
Нормативные документы Федерального уровня:
1.Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
2.Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
3. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26 января 2021г. № ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности».
4. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
5.Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
Нормативные документы Регионального уровня:
1.Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 10 октября 2023 г. № 2935 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края в 2023-2024 учебном году».
Нормативные документы Муниципального уровня:
1.Приказ управления образования администрации муниципального образования Красноармейский район от 25 октября 2023 г. № 1485 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций муниципального образования Красноармейский район в 2023 – 2024 учебном году».
С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно ознакомиться на официальных сайтах:
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru
- Руководство пользователя https://resh.edu.ru/instruction
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
- Банк заданий PISA https://profcentr.ggtu.ru/index.php/dokumenty/43-bank-zadanij-pisa
- Мастер — классы PISA https://profcentr.ggtu.ru/index.php/programmy/11-materialy/81-master-klassy-pisa
- Медиатека (prosv.ru) Электронные учебники в медиатеке https://media.prosv.ru/
- Информационные материалы доступны для скачивания по ссылке: https://minobr.krasnodar.ru/presscenter/news/uroven-funktsionalnoy-gramotnosti-shkolnikov-odin-iz-pokazateley-kachestva-obrazovaniya/